С 1 июля 2019 года вступили в силу поправки к 214-ФЗ, регулирующие порядок обязательного перехода застройщиков со специальных счетов на счета эскроу. Сначала многих накрывали панические настроения: все плохо, власти не только подняли ставку НДС до 20%, но и внесли новый закон, который запрещает использовать деньги дольщиков при строительстве, пока дом не будет сдан.
Сейчас застройщики обкатали новую схему работы. Три крупных застройщика рассказали в этой статье, что изменилось в их работе. Закон повлек не только изменения в процессах застройщиков, но и повлиял на всю отрасль.
Какие преимущества использования эскроу-счетов я вижу для застройщика и рынка в долгосрочной перспективе.
Закон создает условия для цивилизованного рынка, при котором застройщикам придется отказаться от неэффективных инструментов, которые дают результат только в краткосрочной перспективе: демпинг, необоснованные затраты на продвижение, быстрый сбор кеша.
Придется научиться играть вдолгую: считать деньги, точнее прогнозировать расходы и доходы и создавать продуманный продукт с выгодными потребительскими характеристиками.
С 1 июля 2019 года у застройщиков осталось два базовых сценария финансирования строительства:
Оба варианта базируются на том, что деньги дольщика использовать нельзя. Сейчас переходный период, при котором, если объект готов на 30% и продан на 10%, застройщик может привлекать деньги дольщика. Но к концу 2020–началу 2021 года такие объекты достроят и на новой системе проектного финансирования окажутся все без исключения.
Почему застройщикам придётся перестроиться
В финансовом подразделении нужны будут сильные финансисты, которые умеют:
Удорожание проекта ложится на застройщика: банк выделяет финансирование в определенном объеме, превысить его не получится. Снижение цен как экстренная мера, недобор средств на эскроу-счетах приведет к тому, что денег будет недостаточно даже для того, чтобы погасить кредит банку.
Почему так важно синхронизировать финансы и продажи
Это увеличивает скорость работы, снижает вероятность несбыточных сценариев. Прогноз продаж точнее, это помогает руководителю отслеживать и влиять на показатели по продажам. Документы для банка-кредитора (реестры о факте продаж и прогнозы продаж) готовятся быстрее, меньше итераций и исправлений. Процесс сбора данных для МСФО, отчетностей в ГУС, налоговую и т.п. становится более организованным и прозрачным. Работа с просрочкой и расторжениями становится эффективнее.
Застройщикам придётся быть маржинальными
Прямое следствие ФЗ-214: застройщик обязан быть маржинальным, т.е. иметь положительный поток на эскроу-счетах, который в полной мере покрывает полную себестоимость проекта:
Немаржинальный застройщик просто не сможет купить землю на следующий проект и продолжить свое существование как бизнес.
Застройщики должны мыслить стратегически
Теперь особенно важно уметь играть вдолгую, оценивать долгоиграющие факторы. Перестанут работать краткосрочные тактики, ориентированные на то, чтобы купить подвернувшуюся землю, по-быстрому что-то сколотить, купить много дорогой рекламы и демпинговать, собирать кэш, а потом сменить юр.лицо.
Закон предъявляет к отрасли требование мыслить стратегически, отбрасывая краткосрочные интересы. Через 1–2 строительных цикла (2–6 лет) хорошо себя будут чувствовать те застройщики, которые завоевали доверие к бренду, выстроили лояльные отношения с покупателями, постоянно работают с обратной связью от покупателей и над репутацией бренда и работают над качеством продукта и скоростью строительства.
А что еще?
Продукт – это главный источник стратегического преимущества. Застройщик не может завоевать доверие потребителей без по-настоящему качественного продукта.
Построить бренд и завоевать лояльность можно только с помощью качественного, современного и комфортного продукта. И только такой продукт позволит с прогнозы по цене, темпу и объемам продаж.
Люди годами живут в том, что мы строим, любая мелочь, которую не продумал застройщик, всплывет и скажется на репутации. Каждый день житель заходит в подъезд, нажимает кнопку лифта, открывает кран, гуляет с ребенком во дворе и чувствует, думал ли о нем застройщик и что он стремился создать: коробку для ночевки, квадратные метры по сниженной цене или среду для жизни, общения и развития.
Один из главных рисков эскроу-модели – может увеличиться срок оборачиваемости дебиторской задолженности.
Это связано с тем, что появляются дополнительные шаги: зарезервировать счет покупателю, открыть счет, снова найти покупателя, чтобы он разместил средства на счете.
Если ускорить процедуру заведения сделки, например, на 7–9 дней, можно сэкономить 0,25–0,3% годовых. При среднем теле кредита 1–1,5 млрд рублей экономия составит около 9 млн рублей.
Маржинальность напрямую зависит от оборачиваемости. Чем быстрее мы получаем каждый рубль, тем выше маржинальность.
Итог. Что делать застройщику, чтобы выжить и развиваться в новых условиях.
Внимательно следить за маржинальностью каждого объекта.
Мыслить стратегически и играть вдолгую
Думать о продукте и покупателях.
Цифровизоваться: превратить долгие и сложные бумажные процессы по регистрации сделки в быстрые и прозрачные электронные.
Читайте другие статьи блога