Этот опыт помог застройщикам осознать, что сделка может проходить в онлайне, и такой путь существенно экономит время и деньги, ускоряет цикл сделки и оптимизирует ряд бизнес-процессов внутри. С этого момента началась эволюция формы онлайн-сделки в строительной отрасли, а многие крупные застройщики заложили полный переход в онлайн в долгосрочную стратегию развития.
Такие платформы как Сделка.РФ зародились как комплексная инфраструктура для совершения сделок и автоматизации продаж. Они показали как можно проводить сделки с недвижимостью бесшовно обеими сторонами процесса и, в результате, работать не только на показатели эффективности, но на лояльность клиентов и сервисность застройщика. При этом сразу стало понятно, что эта инфраструктура доступна к внедрению не всем застройщикам: часть не готовы технически, часть ー идеологически, третьи движутся по другой стратегии развития и пока не понимают как реагировать на изменения. Поэтому на рынке сейчас существует разная степень цифровизации сделки с недвижимостью: она может проходить все этапы онлайн (получение ипотеки, сейфинг, открытие эскроу-счета, выпуск ЭЦП, подписание ДДУ, электронная регистрация, передача ключей) или какой-то один-два, например, электронную регистрацию или получение ипотеки. Это, так называемая, лоскутная автоматизация, которая особенно популярна в сегменте небольших и региональных застройщиков.
На примере Bonava становится понятно, что сделка с недвижимостью сегодня разделена на два крупных этапа: принятие решения о покупке (поиск, посещение и бронирование квартиры) и оформление документов (те этапы, которые упоминали выше). В первом случае создать единое фронтовое решение невозможно: здесь девелоперы вольны использовать разные решения для того, чтобы провести с клиентом качественную коммуникацию и приступить к самой сделке. На этапе оформления, наоборот, можно начать с лоскутной автоматизации и в дальнейшем создать эталонный бесшовный процесс для обеих сторон.
Есть несколько способов автоматизации продаж застройщиков. В первом случае, застройщик может использовать несколько цифровых сервисов, которые закрывают определённые этапы сделки, но не интегрированы между собой. Плюс в том, что какие-то этапы пути клиента всё-таки автоматизируются, а значит есть улучшения с точки зрения настройки бизнес-процессов и клиентского сервиса. Минус ー разрывы между процессами и ручная аналитика. Это тоже пример лоскутной автоматизации продаж: точечные улучшения есть, но это только начало всего процесса. Во втором случае, цифровая экосистема просто подключается к застройщику и проводит его сделки как сторонний сервис. Плюс ー быстрое внедрение, минус ー неполная автоматизация. Третий способ ー это полная интеграция цифровой экосистемы с CRM и сайтом застройщика с вшиванием в бизнес-процессы. Плюсы ー полная автоматизация и сквозная аналитика, минус ー долгое внедрение и потребность в постоянном развитии. Во всех перечисленных случаях сделка может происходить омниканально и переводиться в онлайн или обратно в оффлайн по желанию клиента и возможностям застройщика. Лоскутная автоматизация никак не мешает этому процессу и служит первым и необходимым шагом на пути к полноценным онлайн-продажам.
С появлением цифровых инструментов строительная отрасль стала развиваться быстрее: лучшими практиками на рынке тут же начинают пользоваться другие игроки, адаптируя их под свои задачи и создавая новые кейсы и стандарты. По прогнозам экспертов, через три года цифровой ландшафт рынка недвижимости сильно изменится, так как наличие цифрового процесса станет обязательным сервисом любого девелопера и основным ожиданием покупателей жилья в России.