Эволюция рынка недвижимости. Как застройщику цифровизовать сделку

  • В 2020 году интерес к цифровизации продаж вырос в десятки раз, она в повестке у всех участников рынка. История с коронакризисом только подливает масла в огонь. Банки массово разрабатывают собственные экосистемы по автоматизации сделок с недвижимостью, получению ипотек и контролю за денежными потоками. Это актуально и для застройщиков, т.к. переход на эскроу требует большей рентабельности. Риелторы же по темпам цифровизации отстают.
  • Впрочем, единого понимания, что такое цифровизация сделок с недвижимостью, нет. Давайте разберемся, что происходит на рынке, какие уровни цифровизации бывают и чем она полезна девелоперу.

Как дела у застройщиков?

  • У многих процессы настроены неэффективно, сотрудники вручную заполняют анкеты в разные банки и лично разносят документы по инстанциям. А это долго и трудоемко. Работа с эскроу-счетами добавляет новые сложности в процесс. Клиенты вынуждены ходить в банки и МФЦ с кучей бумаг и стоять в очередях. Не все понимают, что и где от них требуется, возникает много вопросов.
  • В результате:
  • 4. 4. 3. 2. бэк-офис тратит много времени на каждую заявку;
  • 4. 4. 3. сделки с маткапиталом, сертификатами тормозятся;
  • 4. 4. деньги на эскроу-счета поступают с задержкой и процентная ставка увеличивается;
  • 4. растут издержки на персонал.
  • В конце марта часть девелоперов переживала пик активности: клиенты по полностью «кэшевым» сделкам опасались роста цен из-за курса валют и быстрее закрывали сделки. В апреле покупательская активность снизилась. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) отмечало, что количество сделок упало на 65% к прошлому году. Некоторые клиенты опасались потери дохода, и уже подтвержденные сделки «ставились на паузу».
  • К лету ситуация улучшилась, падение сократилось до 15%. Конверсия всех этапов продажи стала как никогда важна. Некоторые застройщики, например Брусника, которые быстро адаптировались и цифровизовали работу со сделкой, в июне отмечают рост спроса.

Как дела у банков?

  • Банки при всей своей неповоротливости и бюрократичности – в авангарде автоматизации. Они стремятся снизить издержки и оптимизировать нагрузку на операционные офисы. Для этого сокращают своих представителей у застройщиков и в больших агентствах и разрабатывают свои цифровые экосистемы. Они конкурируют между собой за долю на рынке ипотеки, поэтому хотят, чтобы клиент попал в их сервис как можно раньше. Так они «закрепляют» клиента за собой. Сбербанк создал изолированную и законченную экосистему «ДомКлик», «Квадратный метр» от ВТБ пытается повторить то же самое. У остальных есть сервис для работы с ипотечными заявками.
  • Это становится проблемой для девелоперов. Приходится работать минимум с 8-10 банками в их собственных личных кабинетах. Значит, нужно постоянно обучать персонал. Расходы на содержание всех каналов коммуникаций растут. А еще есть задержки по обработке заявок – часть банков, особенно в конце месяца, просто не справляется с потоком заявок на ипотеку.
  • Коронавирус добавляет неопределенности. С одной стороны, сокращается выдача кредитов заемщикам из наиболее пострадавших от пандемии секторов экономики. С другой, Центробанк РФ 19 июня снизил ставку на 1 п.п. до рекордных 4,5%. Значит кредиты, особенно ипотечные, должны стать доступнее.

Как дела у риэлторов?

  • Сервис риэлторов не автоматизирован, нет единой платформы для коммуникаций с покупателями. Застройщики же снижают комиссию по агентским договорам, т.к. доходность на рынке падает.
  • Поэтому для выживания риэлторам нужно:
  • 4. 4. 3. 2. сократить издержки на бессмысленную работу;
  • 4. 4. 3. проводить больше сделок за меньшее время;
  • 4. 4. предоставить клиентам сервис и показывать компетентность в сделках с эскроу.

Какие бывают уровни цифровизации?

  • Многие застройщики уверены, что уже завершили переход на «цифровую сторону». Но это не так, 95% находятся на нулевом и первом уровнях цифровизации.

Нулевой уровень

  • Аналоговый уровень – в компании нет никакой автоматизации, документооборот бумажный, анкеты заполняются «руками», а счета открываются «ногами».

Первый уровень

  • Лоскутная автоматизация – уже есть отдельные сервисы, кабинеты, доступы, базы на разных этапах сделки, но какие-то части процесса работают по-прежнему «в бумаге» и нет единой цифровой платформы. Многие застройщики находятся здесь.

Второй уровень

  • Бесшовная автоматизация – минимум «бумажных» операций, между процессами нет стыков, все этапы сделки продавец проводит в одном интерфейсе, поэтому скорость коммуникаций возрастает. Клиенты Сделка.РФ находятся на этом уровне.

Третий уровень

  • Это бесшовная автоматизация 2.0 – личный кабинет есть не только у продавца, но и у покупателя, весь процесс оцифрован. Так сейчас выглядит онлайн-банкинг и ритейл.

С чего застройщику начать цифровизацию?

  • Продажа состоит из этапов.
  • В идеале все этапы нужно проводить в онлайне. Технически и юридически для этого все готово. Но это совсем не означает, что нужно немедленно автоматизировать все этапы сразу. Сперва нужно сосредоточиться на тех этапах, без которых сделка не состоится, а очно их провести затруднительно: открытие аккредитивов и эскроу-счетов онлайн, дистанционный выпуск ЭЦП и электронная регистрация.

Чем полезна Сделка.РФ?

  • Платформа Сделка.РФ – это бесшовная автоматизация всего процесса продажи квартиры.
  • В едином сервисе вы без физического контакта с клиентом:
  • 4. 4. 3. 2. рассчитаете, сформируете и отправите заявку на ипотеку;
  • 4. 4. 3. откроете аккредитив;
  • 4. 4. откроете эскроу-счет;
  • 4. выпустите ЭЦП и пройдете электронную регистрацию.
  • Давайте разберем подробнее, из каких модулей состоит платформа, чем они полезны и как работают.

Сделка.РФ — Платформа для застройщиков / Автоматизируем основные этапы покупки квартиры: Узнайте, что умеет сервис

Единая карточка сделки

  • Это стартовый экран по работе со сделкой. Вы один раз заполните данные о клиенте, а потом будете запускать нужные модули и продвигаться по жизненному циклу продажи. С первого взгляда на этот экран вам будет понятно, на каком этапе находится сделка, кто клиент и что делать дальше.

Ипотечный калькулятор

  • Это первый модуль для работы с ипотекой. Он позволяет по данным конкретного пользователя рассчитать условия кредитования. Вы задаете:
  • тип расчета;
  • размер платежа;
  • стоимость объекта;
  • первоначальный взнос;
  • срок и т.д.
  • Система выдает наиболее подходящие предложения с минимальной ставкой. После выбора ипотечной программы можно перейти к составлению заявки.

Ипотечная заявка

  • Платформа использует уже введенные данные, формирует и отправляет заявление. Анкета Сделка.РФ согласована с большинством банков из топ-10:
  • Список банков постоянно расширяется.
  • В карточке сделки вы:
  • увидите, когда отправили анкету;
  • увидите, сколько заявок одобрено, а сколько получили отказ;
  • сможете выложить недостающие документы.

Аккредитив

  • С помощью этого модуля вы удаленно подадите заявление на аккредитив, указав в системе:
  • отделение банка, в которое оно направляется;
  • сумму;
  • срок действия;
  • бенефициара;
  • реквизиты договора.
  • Если ваш клиент выбрал Сбербанк, то ему не придется даже посещать отделение. Он подтвердит открытие и пополнит аккредитив прямо в приложении Сбербанк.Онлайн.

Эскроу-счет

  • Точно также через платформу Сделка.РФ вы откроете и эскроу-счет:
  • 4. 4. 3. 2. создадите договор и заверите его ЭЦП;
  • 4. 4. 3. он отразится в Сбербанк.Онлайн дольщика по вашему QR-коду или по слову «эскроу»;
  • 4. 4. покупатель его подпишет, сможет заказать выписки и справки, посмотреть баланс и пополнить счет.
  • Вы можете отправить заявление на эскроу-счет из сервиса Сделка.РФ и в другие банки, но клиенты должны будут дойти до отделения и подписать договор.

Электронная регистрация

  • С помощью этого модуля вы:
  • выпустите покупателю ЭЦП;
  • оплатите госпошлины;
  • зарегистрируете ДДУ, обременение, договоры уступок, допсоглашения;
  • получите результаты регистрации в Росреестре.
  • По закону для выпуска ЭЦП нужна личная идентификация клиента. Если этого не делать, наступает административная ответственность, а с 1 июля 2020 года и уголовная.
  • Есть два способа удаленно подписать заявление о выпуске ЭЦП.
  • 4. 4. 3. 2. С помощью курьера удостоверяющего центра.
    Удостоверяющий центр, с которым работает Сделка.РФ, предоставляет услугу выпуска ЭЦП курьером:
  • услуга доступна в сети городов, которая покрывает 70% страны;
  • курьер приезжает к покупателю на дом;
  • это стоит 1000 рублей и добавляет 2 дня, зато абсолютно легально.
  • 4. 4. 3. У нотариуса в любом городе.
    Схема простая и удобная для всех сторон:
  • 4. 4. 3. 2. покупатель приходит к нотариусу в своем городе с распечатанным заявлением на выпуск ЭЦП, СНИЛС и паспортом;
  • 4. 4. 3. нотариус оцифровывает эти документы и передает нужному нотариусу в городе застройщика;
  • 4. 4. застройщик забирает документы в своем городе или получает их по электронной почте.

Резюме

  • Цифровизация – будущее рынка недвижимости. Банки, застройщики и риелторы нуждаются в инструменте, который:
  • 4. 4. 3. 2. сгладит стыки в коммуникации между всеми участниками;
  • 4. 4. 3. поможет снизить операционные издержки;
  • 4. 4. ускорит оформление документов;
  • 4. сделает покупку прозрачной и удобной для клиента.
  • Сделка.РФ – это готовый инструмент для бесшовной автоматизации процесса продажи недвижимости. С помощью сервиса застройщик за 2-3 недели цифровизует ключевые этапы сделки, сократит расходы на персонал и повысит финансовые результаты.

Подписаться на обновления

Получайте полезные материалы о цифровизации
и росте продаж застройщика
Имя
Фамилия
Эл. почта