—
Какая доля проектов у вас осталась на спецсчетах, а какая перешла на эскроу?— В среднем около 75% проектов Группы Брусника продаются через счета эскроу — это данные на 1 января 2020 года. В Сургуте и Москве цифры повыше — в этих регионах больше 90% объектов финансируются через эскроу. В Тюмени — 85%, Новосибирске — 44%, а в Екатеринбурге — 76%. Получается, что в среднем на спецсчетах осталось около 25% проектов.
—
Какие изменения вы внесли в организацию работы финансового отдела и отдела продаж в связи с переходом отрасли на эскроу?— «Брусника» первая в России начала работать с банками по эскроу и мы участвовали в разработке модели финансирования по эскроу, поэтому наши внутренние процессы были выстроены еще до всеобщего перехода. Небольшие изменения внесли только в механику взаимодействия с банком:
- дополнили пакет документов;
- перестали заводить доли в залог;
- изменили сценарий прохождения проекта в банке.
—
Вы работаете по эскроу с одним банком или с несколькими?— Сейчас мы работаем со Сбербанком и с ДОМ.РФ. Первый в России эскроу-проект мы запустили именно со Сбером: мы прозрачны для него, и нам понятны его процедуры. Но для работы по эскроу сейчас аккредитованы 99 банков, мы получаем предложения о сотрудничестве и рассматриваем разные банки для привлечения финансирования. Например, с ДОМ.РФ мы подписали договор 31 декабря 2019.
—
Как вы выбирали стратегию финансирования и чем руководствовались при выборе банка?— Для «Брусники» ключевое – это сроки: время рассмотрения проекта, документов, согласования. Нам нужно как можно быстрее поставить на полку проекты, чтобы монетизировать земельный банк и поддерживать текущий темп продаж. Этим и руководствуемся.
—
Пересмотрели ли вы ценовую политику по объектам? Выросли ли цены на жилье?— Да, пересмотрели, и по сравнению с 2018 годом в 2019 цены выросли. Но это не связано исключительно с эскроу. Цена на объекты зависит от разных факторов, и переход на эскроу – только один из них, есть и другие: например, внутренние требования к маржинальности.
—
Каких рисков и последствий перехода вы опасались, а какие наступили?— Опасений и рисков было много. Что-то сбылось, что-то миновало. Вот основные из них:
- В направлении приобретения земли под будущие проекты не было четко прописанных механизмов финансирования. Опасались, что в связи с этим нужно будет какие-то механизмы прорабатывать заново, а это долго и может быть дорого.
- Не была видна вся структура модели проектного финансирования на входе в эскроу. Опасались, что процентные расходы могут оказаться выше, чем прогнозные по модели. Это могло поставить под вопрос размер маржи проектов (предполагаемой к использованию на покупку земли, опять же).
- Мы первые в стране, кто начал продавать жилье через эскроу — это был проект Новин в Тюмени. Первые процедуры по открытию/резервированию эскроу банк проходил вместе с нами и нашими клиентами «наживую». Первое время было очень много ошибок «на линии»: людям открывали не те счета, деньги размещали не на эскроу, а на счетах застройщика или аккредитивах клиентов, чем заставляли последних неоднократно приходить в банк и нервничать. У нас даже были пара случаев отказа от покупки (очень болезненных). Опасались, что так будет продолжаться и дальше.
- Опасались, что сильно удлинится срок получения денежных средств по эскроу, и что до регистрации в эскроу-проектах нельзя будет размещать деньги на аккредитивах.
В итоге мы эти опасения сумели предотвратить: провели обучение по механизму работы эскроу в своих отделах продаж и соответствующих системах банка. Также многого избежали благодаря запуску аккредитивов по эскроу, разработанным и запущенным моделям финансирования приобретения земли.
Опасения о снижении оборачиваемости дебиторки и связанный с этим опасением риск увеличения доли расторжений (качество дебиторского портфеля) тоже постарались предупредить. С помощью сервиса Сделка. РФ мы запустили процесс бесшовного проведения сделки — от подписания и отправки ДДУ на электронную регистрацию в Росреестре до открытия счетов и получения ипотеки. Так мы сделали процесс более понятным, прозрачным и максимально удобным для клиента. Это помогло отработать потенциальное недовольство клиентов удлинившимся циклом сделки.
Других рисков, о которых мы бы не думали и что-то не предпринимали, чтобы их предупредить, не высветилось.
—
А как насчет несвоевременного внесения денежных средств на спецсчета в связи с эскроу?— Мы разработали и активно применяем процедуры, которые позволили нам нивелировать этот риск и даже, напротив, ускорить оборачиваемость поступлений на эскроу-счета по сравнению с периодом до эскроу (в этом очень помогает цифровизация процессов). Это позволило дать клиенту более комфортный сервис, а мы получили больше гарантий, что риск просрочки размещения денежных средств на эскроу счетах не случится.
—
Расскажите подробнее про цифровизацию процессов сделки. Что получилось цифровизовать, а какие этапы еще делают «руками» и «ногами» в МФЦ?— С помощью сервиса Сделка.РФ мы внедрили:
для ДДУ по 100% оплате;
для ДДУ по рассрочке, обмену, ипотеке (кроме сделок по доверенности);
для ДУПТ (договоров уступки).
- Удаленную подачу заявки на аккредитив и автоматическое раскрытие аккредитива.
- Ипотечный калькулятор.
- Шаблон Единой Анкеты с пятью из ТОП-10 банков-партнеров «Брусники» по ипотеке.
За счет этого мы сократили средний цикл сделки (от момента подписания ДДУ до поступления денег на счет) на 9-12 дней.
Благодаря интеграции Сделка.РФ с банками мы:
- Учимся проводить сделки максимально «бесшовно» и быстро (в том числе открытие аккредитивов, эскроу, оформление ипотеки, ЭР — все в одном окне).
- Снизили ставку по проектному плечу эскроу за счет ускорения сбора на счета эскроу (минус 0,2-0,3% в зависимости от проекта).
В ближайшее время собираемся внедрить:
- Модуль «Ипотека». Он позволит нам в одном окне отправлять Анкеты в несколько банков, делать расчет на калькуляторе ипотечных продуктов, актуальном за счет интеграции с банками, получать решения от банков в одно окно. Это сэкономит время специалиста по ипотеке кратно, повысит конверсию заявок в сделки.
- Модуль эскроу-счета — ждем доработок банка-партнера, чтобы можно было включить опцию подачи заявки на открытие эскроу удаленно, и так же удаленно открывать эскроу-счета для уже идентифицированных пользователей.
Все еще носим ногами в МФЦ:
- сделки по ДКП;
- сделки с коммерческой недвижимостью;
- сделки на представителей (по доверенности);
- сделки с юр. лицами.
Ждем появления возможности электронной регистрации этих типов договоров.
—
Какое влияние закон оказал и еще окажет на рынок, по вашему мнению?Есть ряд моментов, связанных с тем, что отрасль явно в некоторых «тисках» из-за доминирования конкретного банка (по эскроу = по ипотеке = по аккредитивам = по технологической цепочке сделки). Такого рода доминирование всегда плохо для отрасли, поскольку лишает ее возможностей, предоставляемых открытой и многофакторной конкуренцией. Но и это скорее ожидаемый этап в развитии отрасли, остальные банки сейчас очень много и активно работают над тем, чтобы наверстать упущенное.
Поэтому, как мне кажется, правильная позиция игроков отрасли, которые хотят держаться «в седле» — это быть максимально проактивными, исследовать возможности рынка и правильно реагировать на явные изменения рынка.